Главной характеристикой объектива является фокусное расстояние — именно с него следует начинать выбор. Этот параметр определяет способность оптики приближать и отдалять объекты в кадре. По данному принципу ее разделяют на три категории:

1.       Широкоугольная. Она устроена таким образом, чтобы отдалять изображения, тем самым захватывая больше пространства в кадре. Такие объективы успешно используются для съемки пейзажей, интерьеров и городского ландшафта, но крайне неудобны для портретных и предметных фотосессий.

2.       Стандартные объективы. Это оптика, входящая в базовый комплект камеры («kit»). Она отличается универсальностью: с ее помощью возможно осуществлять съемку любого типа, но стоит помнить, что угол обзора у подобных объективов близок к человеческому. По этой причине они слабо воздействуют на фокусное расстояние и способны лишь немного изменять его.

3.       Телеобъективы. Эта оптика рассчитана на съемку дальних объектов. Некоторые фотографы сравнивают такие объективы с биноклями, благодаря их поразительной способности приближать предметы. Оптика идеальна для репортажей и съемки динамичных сюжетов с активно движущимися объектами. Кроме того, при условии качественного размытия фона, она способна справиться с портретным изображением.

Большую популярность завоевала оптика с изменяемым фокусным расстоянием, поскольку в некоторых моделях этот параметр представлен очень широким диапазоном. Благодаря этому некоторые объективы можно отнести к универсальным: их характеристики будут охватывать все описанные выше категории.

Можно легко определить, какой тип оптики требуется именно вам, однако, для этого у вас должен иметься зум-объектив. Нужно "поиграть" с приближением и отдалением кадра: например, если максимального зума недостаточно, то следует приобретать телеобъектив с большим фокусным расстоянием. И напротив, широкоугольная оптика с минимальным фокусным расстоянием пригодится в том случае, когда сцена не помещается в кадр. Для получения более широкого угла обзора будет достаточно приобрести объектив, фокусное расстояние которого всего в 1,5 раза меньше, чем у базового.

Кроме того, существуют узконаправленные модели для создания специфических эффектов: макро для съемки небольших предметов с очень близкого расстояния с потрясающей детализацией, «рыбий глаз», обеспечивающий угол обзора в 180 градусов и т. д.  Стандартная оптика, как правило, является базовым комплектов для новичков. С ее помощью они могут обучиться азам фотографии, но в дальнейшем всегда возникает необходимость сменить привычный объектив на нечто более совершенное. Чаще всего дело обходится покупкой объектива с более низким значением F, но тем же фокусным расстоянием, что и у базовой комплектации.

Светосила (диафрагма F)

Светосила— важнейшая характеристика объектива, определяющая класс оптики и, соответственно, его стоимость. Она показывает, сколько света объектив способен пропустить к матрице, чтобы сократить выдержку при съемке в недостаточно освещенной среде. Кроме того, открытая диафрагма позволяет размыть фон, что необходимо для качественной портретной фотосессии. От значения диафрагмы зависит сфера применения оптики, поскольку объективы с низкой светосилой будут иметь худшие показатели.

Определяется светосила по цифрам после буквы F: чем ниже значение, тем выше пропускная способность. Проще говоря, объектив F1.5 будет предпочтительнее F2.8. Максимальная диафрагма для зумов изменяема вместе с фокусным расстоянием — в широкоугольном положении значение будет меньше, чем в длиннофокусном. Фиксы обладают постоянным показателем F, поэтому они более востребованы. Однако, нужно учитывать, что оптика с постоянным значением отличается резкостью, в то время как переменная передает изображение мягче и размытее.

Фокусное расстояние

Современные объективы делятся на два вида:

·       фиксы (постоянное фокусное расстояние);

·       зумы (переменное расстояние).

В пользу выбора последних играет удобство, ведь с их помощью фотограф может самостоятельно приближать или отдалять объекты в кадре. Минусом же станет качество снимков, ведь чем больше кратность зума, тем ниже качество изображения и хуже способность оптики пропускать свет. Из-за этого могут возникать искажения в объективе, потому такой аксессуар будет иметь смысл лишь в любительской съемке.

Впрочем, для профессионального использования существует оптика с постоянной светосилой, которая позволит добиться приемлемого качества снимков. И все же предпочтение часто отдают менее удобным фиксам из-за высоких оптических характеристик. Они обладают хорошей пропускной способностью, дающей эффект размытия на заднем плане. Эта характеристика делает их востребованными в области портретной и предметной съемки, поэтому для нее лучше выбирать фикс-объективы.

Байонет у современных камер

Байонетом (обозначается буквенным элементом) называется стандарт крепления объектива к "тушке" камеры, отличающийся в зависимости от конструкции фотоаппарата. Таким образом, разные серии техники от одного бренда могут иметь различный байонет. Благодаря этому многие камеры поддерживают объективы от других производителей при условии совпадения стандарта крепления. Это также нужно учитывать при выборе камеры и отдавать предпочтение объективам с подходящим байонетом.

Полнота кадра

Конфигурации камеры всегда стоит учитывать при покупке дополнительных элементов для "тушки". Например, одним из важных факторов является размер матрицы, от которого зависит полнота кадра. Неполнокадровые модели поддерживают любые объективы с подходящими байонетами, поскольку матрица способна нормально функционировать в паре с полнокадровым объективом. Однако, в случае с полнокадровой матрицей следует выбирать только соответствующие объективы.

Неполнокадровые варианты компактнее и легче своих полноценных собратьев, кроме того, часто являются менее хрупкими, но они не способны формировать изображение на матрице с большим разрешением. В случае использования их в паре с полнокадровой камерой снимки будут иметь низкое качество.

Объективы для видеосъемки

Большинство современных объективов подходят для создания видеоматериала, поскольку имеют бесшумную систему фокусировки с большим количеством крестовых точек, которые помогают детализировать объект. Устаревшие модели оптики могут создавать сильные помехи во время съемки, поэтому видео будет иметь резкие переходы и слабую четкость, а также могут присутствовать звуки мотора автофокуса. Таким образом, следует обращать внимание на новинки, адаптированные к съемке динамичных сюжетов. Кроме того, на рынке доступны и другие варианты, конструкция которых допускает их использование для записи.

Стабилизация изображения

Большинство современных объективов по умолчанию оснащается функцией стабилизации изображения. Она позволяет делать четкие снимки даже при сильном дрожании камеры или на длинной выдержке, что помогает совершать съемку на ходу или в транспорте. Делая выбор между объективами, в одном из которых данная функция не представлена, нужно знать некоторые нюансы:

·       данная функция помогает сохранить четкость только для статичных объектов, в противном случае кадр все равно будет смазанным;

·       в некоторых современных камерах функция стабилизации присутствует по умолчанию, она реагирует на сдвиг матрицы и не требует дополнительных аксессуаров;

·       телеобъектив следует покупать только со стабилизатором, в противном случае снимать статику затруднительно;

·       светосильные объективы не нуждаются в стабилизаторе, благодаря конфигурациям устройства фотограф может вести съемку на короткой выдержке.

Автоматическая фокусировка

Камеры без автофокуса выпускаются по нынешнее время, поскольку некоторые фотографы предпочитают ручную систему или обходятся без нее. К последней категории относятся профессионалы, которым привычнее самостоятельно регулировать процесс съемки. Кроме того, объективы без встроенной системы автофокусировки зачастую намного дешевле своих усовершенствованных собратьев. Однако, начинающим фотографам стоит отдавать предпочтение моделям со встроенным автофокусом, поскольку в первое время он будет помогать делать снимки четче. Со временем пользователь может изменить свои предпочтения, но подобный объектив не будет лишним в его арсенале.

Что лучше: сменная оптика или нет?

Сменная оптика позволяет более точно подбирать дополнительные аксессуары под нужды фотографа, что в свою очередь дает широкий простор для творчества. Представленный на рынке ассортимент объективов позволяет без труда выбрать оптику любого формата, адаптированную под определенный вид съемки. К примеру, существуют объективы для записи видео, портретного или пейзажного фото.

Однако, сменная оптика не только очень удобна в использовании, но и дорогостояща. При выборе нужно основываться на преследуемых целях: если объектив приобретают для серьезной творческой работы или коммерческих проектов, стоит обращать внимание на модели камер со съемной оптикой. В остальных случаях подойдет фотоаппарат с цельной конструкцией, который обойдется значительно дешевле. При этом он также может обладать выдающимися характеристиками, благодаря которым снимки будут иметь высочайшее качество. Единственным минусом таких камер будет невозможность самостоятельно сменить оптику в случае поломки.